Эти мелодии вы узнаете с первой ноты.
Содержание
Toggle1. Лифт на эшафот
Ascenseur pour l’échafaud
«Лифт на эшафот» — дебютный фильм французского режиссёра Луи Маля. По сюжету любовники Флоранс (Жанна Моро) и Жюльен (Мори Роне) планируют убийство её мужа и по совместительству его босса. Жюльену удаётся совершить идеальное убийство без свидетелей, но на месте преступления он забывает улику. Вернувшись за ней, герой застревает в лифте, а его машину угоняют двое преступников.
Многие считают «Лифт на эшафот» одним из главных фильмов французской новой волны. Он сильно отличался от типичного кино того времени. В первую очередь новаторской работой со светом и съёмкой, но также и саундтреком. Его написал Майлз Дэвис — знаменитый американский джазист и трубач. Дэвис посмотрел фильм один раз, набрал команду из четырёх музыкантов и записал всю музыку меньше чем за день. Заранее он продумал только несколько композиционных тем, остальное — полная импровизация.
Так появились соблазнительные и тяжёлые мелодии с атмосферой сигаретного дыма, запретных чувств и дыхания смерти. После «Лифта на эшафот» жанр нуар и его французский подвид поляр стало невозможно представить без джазовых мотивов — завывания трубы и ритмичных ударных.
2. Мужчина и женщина
Un homme et une femme
Классическая мелодрама Клода Лелуша подарила миру одну из самых запоминающихся и известных мелодий. Фильм рассказывает о влюблённости между вдовой и вдовцом. Анна (Анук Эме) и Жан-Луи (Жан-Луи Трентиньян) знакомятся в пансионате, где учатся их дети. Он — гонщик, который попал в аварию, а его жена покончила с собой. Муж Анны был каскадёром и погиб на съёмочной площадке. Между главными героями возникает взаимное притяжение, но Анна не может забыть смерть мужа. Опасная профессия Жана-Луи заставляет её бояться повторения истории.
Режиссёр и автор сценария Клод Лелуш придумал идею для фильма за пару минут, когда увидел гуляющую по берегу в Довиле пару. Первым делом он обратился к композитору Франсису Ле. Перед ним была поставлена сложная задача — написать саундтрек ещё до съёмок. Именно музыка должна была определить настроение всей картины. Так появилась удивительно лёгкая, задорная и прилипчивая мелодия, которая пропитана светлой грустью и ностальгией.
3. Хороший, плохой, злой
Il buono, il brutto, il cattivo
К классическому спагетти-вестерну Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» саундтрек написал легендарный кинокомпозитор Эннио Морриконе. Двум итальянцам удалось безупречно передать дух исконно американского жанра — конфликта мировоззрений на Диком Западе.
Главные герои — Стрелок, Сентенца и Туко — весь фильм охотятся за золотом конфедератов. В конце сюжет сводит их лицом к лицу. В самый напряжённый момент звучит композиция The Good, the Bad and the Ugly. Она объединяет три темы главных героев. Для Стрелка это сопрано-флейта, для Сентенцы — окарина, а мужской вокал, стилизованный под вой койота, — для Туко. Мелодия идеально подчёркивает сходства и различия персонажей.
Саундтрек стал синонимом жанра вестерн, а работа Морриконе оказала влияние на многих композиторов.
4. Хеллоуин
Halloween
Один из первых слэшеров режиссёра Джона Карпентера сформировал каноны жанра: от образов героев до дёрганого, тревожного саундтрека. Фильм рассказывает о серийном убийце Майкле Майерсе. Он сбегает из психиатрической лечебницы в канун Хеллоуина, облачается в рабочий комбинезон и праздничную маску, вооружается ножом и отправляется убивать подростков. Ему противостоит семнадцатилетняя Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис).
Саундтрек написал сам Джон Карпентер, ориентируясь на музыку в фильмах Дарио Ардженто — режиссёра итальянских джалло. В основе джалло лежит аналогичный слэшеру сюжет — неизвестный маньяк совершает эстетские убийства, которые фиксирует камера. Карпентер позаимствовал схему, только вынес за кадр почти все кровавые сцены. Вместо этого он сделал ставку на нагнетание саспенса. Это решение отразилось и в главной теме. Она состоит из монотонного перебора клавиш пианино, которое внезапно взрывается резким звуком струны.
Помимо джалло, ешё одним референсом для Карпентера была композиция Бернарда Хермана из «Психо». С помощью струнного оркестра ему удалось безупречно передать звуки движения ножа. Эти режущие ухо ноты стали символом убийства в кино.
5. Бегущий по лезвию
Blade Runner
Вангелис — греческий композитор, один из первых авторов и исполнителей электронной музыки. Для создания саундтрека к одному из главных кинопроизведений в жанре сай-фай Ридли Скотт позвал именно его.
В «Бегущем по лезвию» действие происходит в Лос-Анджелесе 2019 года. Это мрачное, загрязнённое и дождливое место, в котором люди живут бок о бок с репликантами — человекоподобными биороботами. Главный герой Рик Декард (Харрисон Форд) работает «бегущим по лезвию» — он ловит и уничтожает «сломанных роботов», которые сбегают от своих хозяев и отказываются выполнять задания.
Вангелис создал идеальный кинематографический саундтрек — симфонию города будущего, состоящую из дождя, неона, сомнений и страха. Звуки музыки переплетаются с визуальными эффектами фильма, дополняя главные события и отражая отношения героев. Для создания эмоционального отклика у зрителя Вангелис полагался на свой главный инструмент — синтезатор.
6. Драйв
Drive
В культовом фильме Николаса Виндинга Рефна — оде ретробоевикам и Лос-Анджелесу — один из лучших электронных саундтреков. В центре событий безымянный Водитель (Райан Гослинг). Днём он работает механиком и каскадёром, а вечером помогает грабителям скрываться от преследования. После знакомства с симпатичной соседкой (Кэрри Маллиган) и её семьёй он попадает в очень опасную историю.
Сценарий фильма основан на одноимённой повести 2005 года Джеймса Саллиса. Стилистически «Драйв» напоминает популярные в 80-е фильмы-погони. При создании саундтрека авторы ориентировались на тот же период в музыке. Так получился синти-поп-плейлист в стиле 80-х.
За основу настроения для саундтрека Рефн взял песни Джонни Джуэла (Desire и Chromatics) — Under Your Spell и Tick of the Clock. А Клифф Мартинес создал композиции специально для фильма, подражая стилю этих треков.
Песня Electric Youth «A Real Hero» звучит, когда главный герой катает на машине свою соседку Айрин с сыном — яркий момент счастья. А проезды по ночному неоновому городу сопровождает электронный шёпот Kavinsky «Nightcall».
7. Твин Пикс: Сквозь огонь
Twin Peaks: Fire Walk with Me
Дуэт режиссёра Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти — пример идеального творческого симбиоза. Мечтательный саундтрек к сериалу «Твин Пикс» стал настоящим хитом. Он впитал в себя туман гор и мистицизм, но при этом остался простым, как и сама жизнь в маленьком городке. Неудивительно, что Бадаламенти напишет музыку для приквела сериала и многих других фильмов Линча.
В фильме рассказывается о последней неделе жизни Лоры Палмер, вокруг убийства которой строится сериал, а также расследования смерти Терезы Бэнкс. Агент ФБР Честер Дезмонд отправляется в городок Такома для выяснения обстоятельств смерти Терезы. Выясняется, что девушка была как-то связана с Лорой Палмер, но Честер пропадает, не успев выяснить все детали. Тем временем старшеклассница Лора живёт свою обычную жизнь, не подозревая, как близко к ней подобралось зло.
Музыка Анджело Бадаламенти буквально становится проводником в потусторонний мир Чёрного вигвама. Саундтрек начинается с тревожной джазовой трубы из главной темы и заканчивается накалом синтезаторов в The Voice of Love. Хотя заключительный трек крайне тревожный и печальный, в нём чувствуются проблески надежды и света, каким была сама Лора Палмер. Это настоящая любовная ода загадочному персонажу.
8. Девственницы-самоубийцы
The Virgin Suicides
К дебютному фильму Софии Копполы саундтрек написал французский электронный дуэт Air. Для первого фильма она выбрала крайне мрачный сюжет, который описан в одноимённом романе Джеффри Евгенидиса. В его центре — пятеро сестёр Лисбон. Одна из них совершает самоубийство. Убитые горем родители решают следить за каждым шагом остальных девушек, чтобы они не повторили путь сестры. Но семейные репрессии приводят к куда более кошмарным последствиям.
Копполе удалось превратить по-настоящему пугающую историю в метафору подросткового бунта против несовершенства мира и власти отцов. Смене интонации поспособствовал мечтательный саундтрек французских электронщиков. За основу Air взяли звучание прогрессивного рока, который соответствовал обстановке типичного пригорода 70-х годов.
9. Клуб «Завтрак»
The Breakfast Club
Совсем по-другому подростковый бунт ощущался в 80-е. В фильме «Клуб „Завтрак“» пятеро старшеклассников за разные проступки вынуждены провести всю субботу в стенах школы. В начале герои видят только ярлыки, которые на них навесило общество: «королева класса», «преступник», «спортсмен», «ботан» и «чудачка». В течение дня им удаётся узнать, что за масками скрывается нечто большее.
Заглавный трек Don’t You (Forget About Me) — настоящий хит 80-х, он был написан специально для фильма Китом Форси, а исполнила его группа Simple Minds. Трек отражает главную интригу фильма: смогут ли подростки сохранить близость, которой достигли за один день? Или в понедельник они вновь вернутся к своим комфортным, но притворным образам? Песня стала настоящим гимном подросткового бунтарства для тех, кто чувствует себя не таким, как все.
10. На игле
Trainspotting
В 90-е же юношеский протест был направлен не только на общество и родителей, но и внутрь себя. Сюжет фильма следует за четырьмя наркозависимыми друзьями из Эдинбурга и их очень разной судьбой. Кому-то удалось преодолеть зависимость, кто-то умер, кто-то ввязался в криминальную схему, а кто-то «выбрал жизнь».
Почти весь саундтрек состоит из хитов контркультурной музыкальной сцены и подобран так, чтобы придавать сюжету дополнительный смысл. Например, лиричный трек Лу Рида Perfect Day о целительной силе любви сопровождает в фильме передозировку главного героя. Песня снижает градус драмы, и происходящее выглядит даже немного иронично, хотя ничего весёлого в передозировке нет.
За поп отвечали Лу Рид и Игги Поп — артисты, известные своей наркозависимостью. За бритпоп — Blur и Pulp, за техно — Underworld, Bedrock и Ice MC.